Меню

Порядок и правила рассмотрения обращений граждан

Порядок и правила рассмотрения обращений граждан

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы разрешения обращений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8 Закона) и рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (часть 1 статьи 12 Закона). В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным письменным уведомлением о продлении срока гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Закона).

Согласно части 1 статьи 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

При этом ответ на обращение не дается только в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (часть 1 статьи 11 Закона). Важно отметить, что данное требование Закона отнюдь не означает, что проверка по такому обращению не должна проводиться.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Закона).

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6 статьи 8 Закона).

На каждое обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона).

Разрешение обращений граждан является государственной либо муниципальной услугой, порядок предоставления которых определен, прежде всего, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Таким образом, каждым органом государственной власти либо органом местного самоуправления должен быть утвержден соответствующий административный регламент, детально определяющий процедуру разрешения обращений граждан.

Действия и решения должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении обращений граждан, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры либо в суд.

Сроки обжалования действий и решений должностных лиц вышестоящему должностному лицу или в органы прокуратуры не ограничены.

Сроки обжалования действий и решений должностных лиц в судебном порядке регламентированы статьей 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Должностные лица, допустившие нарушение установленных Законом требований при разрешении обращений граждан, несут ответственность (дисциплинарную, административную), предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 15 Закона).

К примеру, статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Такие административные дела могут быть возбуждены только прокурором и рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 28.4, статья 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 3 месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

 

Помощник прокурора района                        юрист 3 класса Р.А.Саматов